Почему "глупеют" женщины, родившие ребенка.

bymajka1Как-то раз в Интернете я наткнулась на обсуждение, почему "глупеют" женщины, родившие ребенка. Многие утверждали, что на собственном примере и на примере своих подруг убедились, что, общаясь с ребенком – особенно маленьким, – сильно глупеешь, потому что общение не выходит за рамки «колобок-репка-пощекочем твой животик». А времени на то, чтобы читать умные книжки, категорически не остается, и в итоге поговорить с такой женщиной не о чем абсолютно – она зацикливается на вреде и пользе подгузников, кашах и физиологических отправлениях своего отпрыска.

 

Ученые Университета штата Индиана, США, провели эксперимент: они дважды проверяли коэффициент интеллекта 173 пар, у которых родился ребенок, и оказалось, что IQ обоих родителей снижался, порой на 20 пунктов. Исследование показало, что не физиология, а психология является причиной подобного "поглупения".

Исследования, проведенные учеными Ричмондского университета, показали, что различные области женского мозга после рождения ребенка перестраиваются, чтобы мать могла наиболее эффективно воспитывать и обучать потомство, в результате чего существенно повышается способность к обучению и запоминанию.

Получается, что природа дает в руки родившей женщине все козыри к обучению, развитию умственных способностей и чувств. Да и здравый смысл подсказывает, что просто по закону природы у матери должны вскрываться какие-то резервы, ранее незадействованные способности.

И, тем не менее, огромное количество матерей жалуется на скуку, однообразие, "поглупение". О том, что у них не осталось других тем для разговора, кроме как о методах вскармливания, пользе и вреде подгузников, а также об особенностях физиологии их малыша. В нашем обществе считается нормой и законом природы то, что у родившей женщины нет времени ни на что, кроме ребенка. Однако давайте вдумаемся: ребенок – существо, постоянно развивающееся, постоянно решающее новые задачи; а обучать развивающееся существо может только такое же, развивающееся, существо: ведь требуется каждый раз заново оценивать любую ситуацию, постоянно искать новые решения, непрерывно адаптироваться. Существо, которое остановилось в развитии, сделать этого просто не в состоянии!

Стало быть, природой предусмотрены быстрые темпы развития матери – это залог выживания потомства и итог естественного отбора. Развитие подразумевает постоянное решение новых задач, выход за пределы уже изученного, открытие для себя новых областей и сфер деятельности.

Естественные причины?

Считается, что сосредоточенность исключительно на физиологии и психологии ребенка для женщины в первые месяцы его жизни естественна: она обеспечивает физиологическое выживание, и даже сексуальный интерес у женщины снижается. Но на деле проходят месяцы, годы… а ситуация не меняется: женщина по-прежнему готова обсуждать только здоровье малыша, достижения малыша, поведение малыша… потом "малыш" идет в школу и вместо того, сколько раз он сходил на горшок, обсуждается, сколько пятерок он получил; "зацикленность" на ребенке – осталась.

Так было не всегда. В первобытном обществе понятия "работы" и "жизни" не были разделены; женщины брали детей с собой за водой или в лес, те достаточно быстро взрослели и становились самостоятельными. По статистике, девятилетний деревенский ребенок и по сей день самостоятельнее и развитее своих городских сверстников, потому что его мать не может бросить дом и хозяйство - наоборот, ей нужны помощники, и она заинтересована в том, что они быстрее подросли и начали помогать.

Когда же внимание матерей переключилось на детей полностью?

Большое значение во всех монархических культурах уделялось воспитанию наследников трона, ведь это был залог благополучия всей страны в будущем! Аристократия, а затем и просто состоятельные люди также стремились "держать марку". Позволить себе "воспитание ребенка" как длительное и отдельное от всей прочей жизни занятие могли только состоятельные люди, занимавшие высокое положение в обществе, – либо ребенок воспитывался матерью на "женской половине" дома, либо у него были "мамки-няньки" (а позднее – бонны и гувернантки), либо - как в XIX-XX в.в. - его отдавали в пансион.

Более-менее массовой установка "Все внимание матери – детям" стала возможной лишь с появлением широкой прослойки буржуа - в классе, состоявшем из достаточно обеспеченных и самостоятельных семей.

"…мужчина должен закрепить свое социальное господство, женщина – заняться культурной стороной жизни. Она всецело сосредоточивается на воспитании детей. Культурное воспитание в буржуазной семье обычно базируется на коммерчески ориентированном присвоении культуры" (И.Н. Гавриленко, "Отчуждение личности при капитализме")

Итак, женщина должна была всецело сосредоточиться на воспитании детей. Зачем? Потому что дети были основным залогом будущего роста семьи, ее власти, влияния, статуса. Фактически, женщина создавала "нематериальный" капитал, вкладывая в него все силы и все свое время. Это поощрялось, это считалось похвальным, этому обучали в монастырях и на женских курсах. Фактически, "буржуазная" семья (т.е. семья, жившая за счет создания капитала) представляла собой государство в миниатюре, где отец и мать были королем и королевой, а дети – наследными принцами и принцессами, которые должны были вырасти и принести как можно большую выгоду своей "стране" - семье.

А что сегодня? Поправить шапку, потрогать нос, взять за руку, отпустить руку, несколько раз проверить, собраны ли игрушки, - современная "хорошая" мать ежеминутно совершает множество действий, бессмысленных по своей сути, истинная цель которых – показать, что она как мать важна и нужна, что она от всей души воспитывает… будущий капитал. Уйдя с работы и перестав быть "ценным сотрудником", она пытается снова "отыграть" уже известную ей схему, гарантирующую место в обществе: вновь стать "ценным сотрудником", на этот раз - неотлучной нянькой, бессменным часовым и регентшей при "наследнике престола".

Установка осталась, но реализация - хромает, потому что если раньше был целый ряд умений и искусств, которыми должна была владеть любая женщина (а женщины высшего света и женины "крупных буржуа" непременно получали еще и гуманитарное образование, осваивая в том числе различные "тонкие искусства"), то сейчас основной навык "средней женщины" - работа на рабочем месте, дающая средства для покупок готовых товаров в магазине. Переход к "живой жизни" бывает слишком неожиданным и пугающим.

Добро пожаловать в реальный мир!

Уход в декрет – по сути, переход к естественному (или почти естественному) образу жизни. Теперь женщина живет почти так же, как жили ее предшественницы за много веков до нее – не считая, может быть, различные современные удобства. Ее день не делится теперь на "работу" и "дом". Ее день теперь заполнен одним: жизнью. И многие оказываются к этому совершенно не готовы!

bymajka2Говорят, что с рождением ребенка прибавляется хлопот, но это, на самом деле, не так. Если посчитать, сколько уходит времени на действительно необходимые дела, то окажется, что они занимают не так уж много времени - если делать их споро. Читать умные книги можно во время прогулок с ребенком, а осваивать новые виды деятельности - вместе с ним.

Но у женщины в декрете больше нет начальников, перед которыми она должна отчитываться; более того - она теперь сама себе начальник, и, может быть, впервые сталкивается с тем, что никто ее не мотивирует.

Как ни странно, это зачастую, действительно происходит впервые. Раньше женщину мотивировал кто-то другой: в детстве родители - похвалой, а школа - оценками, в зрелом возрасте начальство – деньгами, поощрениями. Всегда находился кто-то третий, кто показывал, что она может получить в обмен на приложенные усилия, и усилия прилагались – иногда честно, а иногда можно было смухлевать.

С рождением ребенка ситуация меняется: теперь уже никто не мотивирует; наоборот – самой приходится мотивировать и себя, и других. И многие оказываются не готовы к новой роли – роли альфа-самки, "главной в стаде". И события развиваются по двум сценариям: либо женщина изменяется, приноравливаясь к новой роли и решая совершенно новые для себя задачи, либо она "убегает" – в разговоры исключительно на тему детей, в переедание, в скуку и раздражение. Она может мечтать, как вновь вернется на работу и все снова будет хорошо - "как раньше", – хотя на работе она жаловалась, что ей ни на что не хватает времени. В этом случае ребенок будет вечным "козлом отпущения" – отныне именно он будет пожизненно виноват в том, что его мать не приняла на себя новую роль, не изменилась, не смогла адаптироваться под непривычный для нее – но вполне естественный – ритм жизни.

Природа дает родившей ребенка матери возможность сделать гигантский скачок в развитии – но чтобы воспользоваться этой возможностью, нужно самой стать ребенком - научиться увлеченно играть, задавать вопросы и искать ответы. А не жить так, как предписывается жить взрослому человеку – по заранее отведенной схеме, неизменно, изо дня в день.

Ребенок – это лакмусовая бумажка.

Интеллект либо есть, либо его нет. Его не становится больше или меньше с рождением ребенка; просто, подобно мышцам, он порой "ослабевает" - из-за малой нагрузки. Его можно и развивать - эксперимент Ричмондского университета показал, что интеллект у родившей женщины может ускоренно развиваться в течение целых 20 лет.

Но, родив, женщина нередко "отбрасывает" интеллект как инструмент, ставший ненужным. Она забывает о том, что дети растут и чтобы помочь им развиваться, помочь им набрать скорость, необходимо самой опережать их на шаг. Мы же пытаемся часто "выехать" на уже накопленном опыте – мол, этого надолго хватит. Не хватит! Ведь ребенок копирует не столько наши знания, сколько нашу способность учиться. Он учится учиться - у нас. Это удочка, которая ему необходима, чтобы поймать свою рыбу, а все прочие знания, которыми мы можем его наградить, - лишь бонус, и не более того.

Не в детях дело. И даже не в том, что времени после рождения ребенка становится меньше. Ребенок – это показатель; когда он появляется, становится видно, какая ты есть. Сидя на работе, можно работать вполсилы, думая о чем-то своем. Общаться с ребенком вполсилы не получится - результат заметен сразу, и подогнать его «для начальства» нельзя. И… если ты умеешь, привыкла, любишь интересоваться всем вокруг, если внутри тебя постоянно возникают вопросы - и, как следствие, «умные» мысли – то они возникают быстро, и тогда рождение ребенка не сказывается на твоем "уме" никак. Если же тебе присуща леность ума – попросту говоря, ты вечно сидишь и ждешь, когда что-то произойдет само собой, - то рождение ребенка просто показывает твою настоящую натуру: у тебя отрезается та часть времени, которую ты тратила на ожидание. Так что ребенок – не причина поглупения или лени. Это лакмусовая бумажка.

Юлия Касьянова (Воронеж)

 

 

 

Отзывы 

 
# 21.06.2010 15:35
Очень интересно. Но мне кажется, что многие избалованные мужьями матери маленьких детей действительно глупеют от того ,что им делать нечего. Ведь все проблемы решены. Напрягаться не надо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Рина 29.03.2015 23:06
Парадокс в том, что те, кто постоянно учиться и чем-то занят, заводить детей не станет, и наоборот, если человеку скучно, то он заводит себе детей, чтобы они его развлекали, а не для того, чтобы прикладывать усилия. Так и с домашними животными дело обстоит, и с детьми!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Лисалиса 11.05.2016 12:21
Отличная статья! Еще одно подтверждение - все в наших руках.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить