Психосоматические заболевания глазами психолога.

psyhologЧасто приходится встречаться с семьями, где ласковые и любящие родители, где на первый взгляд совершенно непонятно, почему у ребёнка целый букет психосоматических заболеваний: нейродермит, бронхиальная астма, язва желудка, откуда у него постоянная тревога, страхи, подавленное настроение, или тики, энурезы...

Что мы делаем, когда говорим:

- Не бойся.

- Не кричи.

- Не злись.

- Не капризничай.

- Не кривляйся.

- Не смейся. Успокойся.

- Мальчики не плачут.

- Девочки так себя не ведут.

- Как не стыдно?!

- Это некрасиво!

Так мы лишаем ребенка возможности дать нам сигнал: например, о том, что ему плохо. Мы не хотим, боимся его слышать. А ему даем почувствовать (и гораздо позже понять), что такой способ «сказать» нам о неудовольствии или радости жизни неприемлем. А как еще он может сообщить о своих чувствах, желаниях. И тогда живое детский организм ищет другой способ. И находит. Прежде всего, в своей памяти о первых трех годах, когда (биологически) на любую неприятность жизни дети «отвечают» соматически: рвота, судорога, температура, понос. И маленькое тело вместо того, что бы здороветь и набираться сил для дальнейшей жизни, все чаще болеет или формирует свою личность с нарушениями в поведении. А как ему еще эмоционально привлечь к себе родителей? Как ему повысить значимость для них собственных переживаний? Как дать себе самому почувствовать, что «Я есть»?

Помимо этого бывает, когда у ласковых родителей, отдающих всю свою душу ребёнку. Малыш, кроме любви, набирает чувство вины перед ними (за то, что они «отдают ему всё»), чувство жалости к ним, порой — сожаления и беспокойства за их здоровье, а значит, и чрезмерной ответственности, которую ребенку трудно нести.

Так и возникают психосоматические заболевания.

Рыжкова Наталья Сергеевна, практикующий психолог высшей категории

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить