Что нужно знать о детском сколиозе

1Нарушения осанки и сколиозы у детей дошкольного и школьного возраста –наиболее часто встречающаяся деформация опорно-двигательной системы. Около 30-60% детей имеют нарушения осанки, а сколиоз поражает, в среднем, 10-15 % детей. Попробуем разобраться, насколько серьезны эти заболевания, и можно ли их избежать.

Суть вопроса

Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека и является одним из показателей здоровья. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Нарушение осанки – это функциональные изменения изгибов позвоночника, которые можно исправить волевым усилием. При нарушениях осанки, в отличие от сколиоза, нет органического поражения позвоночного столба. К нарушениям осанки относятся: сутулая спина, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина и плосковогнутая спина.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника вместе с его вращением вокруг своей оси. Это заболевание связано с глубокими нарушениями в нервной, эндокринной, опорно-двигательной и других системах организма. При сколиозе искривления позвоночника нельзя устранить напряжением мышц.

Специалисты подразделяют сколиозы на врожденные и приобретенные. Сколиозы врожденного происхождения выявляются в раннем возрасте и имеют тенденцию к прогрессированию. А вот приобретенная деформация позвоночника развивается преимущественно в периоды быстрого роста скелета, т. е. в 6-7 лет и 12-15 лет. Причем у девочек встречается примерно в 5 раз чаще, чем у мальчиков. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается.2

Причины, которые могут привести к нарушению осанки и сколиозам, многочисленны. Это и неблагоприятные условия окружающей среды, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела, недостаточная двигательная активность, неправильное физическое воспитание, нерациональная одежда, заболевания внутренних органов.

Чтобы не было проблем

Профилактикой приобретенного сколиоза является раннее выявление нарушений осанки у школьников. Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, одинаковой формой треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно опущенной рукой), симметричным рельефом грудной клетки и поясничной области. При обнаружении отклонений необходимо обратиться с ребенком к врачу ортопеду или детскому хирургу, так как любое заболевание гораздо легче лечить на ранних стадиях. Но еще важнее помнить о профилактике нарушений осанки и сколиозов.

Поскольку формирование осанки начинается с самого раннего возраста, родители могут оказать должное влияние на рост и развитие ребенка. Многим мамам и папам хочется, чтобы их малыш раньше других начал держать головку, сидеть, вставать и делать первые шаги. Поэтому они начинают сознательно «учить» его этому. Но не стоит торопить события: многие навыки формируются по мере созревания нервной и костно-мышечной систем организма ребенка. С первых месяцев жизни необходимо оберегать ребенка от факторов, формирующих асимметрию распределения нагрузки в опорно-двигательном аппарате. Не сажайте грудного ребенка раньше, чем он сделает это сам. Не носите ребенка на одной и той же руке, не водите его за одну и ту же руку.

3Ребенку необходима мебель по росту. Рабочее пространство письменного стола школьника должно быть достаточно просторным: на нем должны уместиться не только книга и тетрадь, но и локти. Если ребенок сутулится над столом во время чтения или письма, необходимо проверить зрение – возможно, ребенку нужны очки. Также не рекомендуется читать или смотреть телевизор, лежа на боку. Постель ребенка должна быть ровной и не слишком мягкой. Подушка должна быть плоская и невысокая. Желательно иметь ортопедическую подушку, которая компенсирует вертикальное давление на позвоночник, обеспечивает мягкую и в то же время прочную поддержку по всей длине шеи. Полезно иметь в детской комнате большое зеркало для визуального контроля над собственной осанкой.

Учащиеся младших классов должны пользоваться рюкзаком или ранцем с удобными и широкими лямками, старших детей следует научить носить сумки то на одном, то на другом плече.

Для нормального развития мышц у детей и подростков необходимы умеренные физические упражнения. Дети должны находиться в состоянии движения от 4 до 6 часов в день. Желательно обеспечить ребенку условия для выполнения физических упражнений дома. Необходимо приучать ребенка к утренней зарядке.

Детский рацион должен быть сбалансированным, в него должны входить молочные продукты, овощи, фрукты, рыба, мясо – естественные источники кальция, фосфора и витаминов. В то же время не следует перекармливать ребенка, поскольку лишние килограммы значительно снижают двигательную активность и увеличивают нагрузку на формирующийся позвоночник.

Нельзя забывать и о влиянии эмоционального состояния на двигательный стереотип. Дети, страдающие неврозами, склонны к сутулости. Всем известно: здоровый психологический климат в семье – прививка почти от всех болезней.

Консультант

Солодова Дарья Владимировна

Врач ортопед-травматолог-протезист Воронежского протезно-ортопедического предприятия

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить